Антон Кротов ПРАКТИКА ВОЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
Железнодорожное и автомобильное сообщение охватывает не более 1/4 территории России. В оставшиеся 3/4 люди попадают по воздуху, что весьма дорого и неромантично, а грузы -- преимущественно по воде (зимой -- по автозимникам). Поскольку учение об аэростопе еще не создано, основным способом достижения отдаленных местностей был и остается гидростоп (бесплатное передвижение на попутных речных и морских судах), именуемый также автостопом 3-го рода.
Гидростоп известен издревле. Так, более 2500 лет назад библейский пророк Иона, договорившись с капитаном, пытался переплыть на попутном корабле из Ниневии в Фарсис. Впрочем, во время шторма гидростопщик-неудачник был выброшен за борт и проглочен большой рыбой. Проведя в желудке рыбы около 3 суток, он попал рыбостопом обратно в Ниневию.
Более удачливым в этом отношении был известный путешественник, писатель Ленарт Мери. В 1970-х гг. н.э. он сумел пройти гидростопом Северный морской путь и другие пути, о чем повествовал в своих книгах. Впоследствии Л.Мери стал Президентом Эстонии и плавать перестал.
Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные поселки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда могут проникнуть и путешественники. При движении "туда" надо обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3) регулярность судоходства, 4) время в пути.
Главное -- найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой (Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток... -- для поселков побережья Сев.Ледовитого океана; Архангельск, Печора, Новосибирск, Красноярск, Усть-Кут, Якутск... -- для движения на север по соответствующим рекам).
Возвращение домой из отдаленной местности проще: вы ищете любой теплоход на Большую землю и стараетесь уплыть на нем.
Крупнейшие морские порты, даже на севере (Мурманск, Магадан...) навигабельны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь действуют практически все речные и морские порты.
Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую землю (Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек -- практически каждый год, раньше даже несколько раз. Постарайтесь узнать регулярность судоходства заранее, чтобы не провести в порту долгие месяцы.
Скорость морских судов -- 300--500 км в сутки.
Скорость движения по рекам сильно варьируется (от 330 до 50 км в сутки) в зависимости от реки, от вида судна, от того, по течению или против течения идет судно, от времени года. Движение по течению, естественно, быстрее, чем движение против течения; нефтеналивные суда идут на 10-20% быстрее сухогрузных; по глубокой воде -- быстрее, чем по мелкой.
Так, нормативная скорость движения барж по Волге -- 200 км в сутки по течению, 110 против течения; по Оби -- 210/100 соответственно; по рекам Волхов, Паша, Оять, Сясь -- всего 60 км в сутки по течению, 50 км -- против течения.
Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода, б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном, г) не умереть от скуки на борту. Итак:
В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в ближайшие дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход еще разгружается, иногда невозможно установить, куда он идет затем. Капитан может неожиданно принять решение идти на Чукотку, во Владивосток или в Сан-Франциско. Но если началась погрузка, -- будьте уверены, что порт прибытия уже определен. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в день, наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий туда, куда вам нужно.
(На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо караулить суда еще тщательнее, узнавая о времени их возможного появления у местных жителей.)
Погрузка и разгрузка -- процессы, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому торопиться стоит, только если теплоход собирается уходить пустым.
Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт. Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно: а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в любом протяженном заборе есть дырка), местонахождение дырки можно спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск за деньги (так, в навигацию 1996 года суточный пропуск на 1 человека в Магаданский торговый порт стоил 9300 рублей). Есть и неохраняемые порты.
Пускать гидростопщиков или нет -- решает непосредственно капитан. На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте настойчивы и требуйте встречи с капитаном.
Перевозка людей на грузовых судах не является чем-то запрещенным. Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн лишние 100 кг -- сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50 тысяч тонн -- это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно, что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.
Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить некую сумму денег на питание (скажем, 20 тыс. на человека в день), или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. Конечно, при полном отсутствии денег можно питаться и бесплатно, но если деньги есть, объедать команду просто стыдно. В любом случае это примерно в 10-20 раз дешевле, чем лететь на самолете.
Итак, вы должны идти к капитану с внутренней уверенностью в своей правоте, зная, что никакого убытка от вас не будет. Напротив, вы можете вызваться поработать. (Сложного вам не поручат, а без работы плыть скучно.) Я оцениваю вероятность успешной подсадки на теплоход более 75%.
Единственная реальная причина отказа -- перенаселение теплохода другими людьми. Здесь решающую роль играет не объем и не вес пассажиров, а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот фактор -- серьезный ограничитель, в то же время, скажем, на барже это может не играть никакой роли.
Погрузившись на борт судна, вам необходимо не умереть от скуки в пути. Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает все время. Спите, читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой до окончания навигации!
Известно, что из Якутска в Хандыгу по автодороге летом проехать невозможно, грузы и машины перевозят по воде. Мы с Андреем преодолели этот участок (более 600 км.) за шесть дней на попутной барже. Плыли мы бесплатно, но предварительно закупили еду. Единственное, что осложняло плавание -- на барже плыл "Камаз" со 140 ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры часто занимались пьянством.
Стараясь вернуться из Магадана домой, мы уплыли оттуда в порт Ванино на грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились 4 дня, еще три дня мы плыли, еще день простояли в бухте Ванино, ожидая, когда освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы заплатили 153 тыс.руб. Подробно о наших гидростопах вы можете прочитать в книге "Вперед, к Магадану!"
РЕЙСОВОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Есть в России и пассажирское водное сообщение, а именно: по большим рекам, по Байкалу, в окрестностях Мурманска и Архангельска. Пассажирские суда в нашей стране имеют одно большое достоинство и один большой недостаток.
Достоинство в том, что пассажирские суда ходят регулярно, согласно расписанию. Возможны, конечно, изменения в этом расписании и даже отмены некоторых рейсов, но даже цивильные поезда и самолеты иногда отменяют! Расписание судов почти по всем водным путям России, от Северной Двины до Амура, можно найти и переписать в библиотеке Московского турклуба (Москва, метро "Таганская", ул.Большая Коммунистическая, д.17).
Интенсивность движения теплоходов на разных линиях сильно различается. Например, из Якутска в Тикси можно уплыть 8 раз в год, а из Печоры в Нарьян-Мар -- ежедневно. Из Котласа в Архангельск ежедневно, а из Усть-Кута напрямую до Хандыги ходит паром дважды в год. Раньше были рейсовые океанские теплоходы, типа Владивосток -- Магадан, Владивосток -- Петропавловск-Камчатский, но уже несколько лет, как все океанские пассажирские перевозки прекращены.
Скорость пассажирских судов -- от 250 до 800 км. в сутки, в зависимости от типа судна; быстрее всего идут "ракеты", но, к сожалению, не очень далеко.
Недостаток всех пассажирских рейсов в том, что гидроперевозка стоит примерно столько же, сколько и авиаперелет, а иногда и дороже. Мудрость заключается в том, чтобы попроситься бесплатно или за уменьшенную цену. На пассажирских судах такими вопросами может заведовать "пассажирский помощник" или специальный билетер.
Путешествуя по Северу в 1994 году, мы оказались на Соловецких островах со 130 рублями на четверых. Уплыть на ближайший материк можно было только за 10-15-55 тыс. с человека, а в Архангельск -- за 70-300 тыс. Нас это не огорчило, и мы поселились в монастыре, помогая там по хозяйству. Через четыре дня пришел теплоход "Юшар", мы обратились к пассажирскому помощнику и уплыли в Архангельск бесплатно. Плыли мы в помещении видеобара с тремя другими безбилетниками. По пути мы попали в великий шторм, но через 24 часа достигли Архангельска, о чем подробно описано в моем повествовании "Русский север".
Существует способ двигаться бесплатно и на туристических круизных теплоходах. Такие рейсы назначают не всюду, и специально поджидать где-нибудь на Индигирке круизный теплоход не нужно. Но есть два маршрута с оживленным движением: по Волге (Москва -- Углич -- Ярославль -- Астрахань и обратно) и в Питер (Москва -- Углич -- Волго-Балтийский канал -- Кижи -- Петрозаводск -- Питер и обратно). Летом на этих направлениях суда проходят ежедневно. Регулярно ходят также суда на Валаам и Соловки, а возможно и в другие местности.
Проникать в круизный теплоход на конечной станции не следует -- поистине, универсальный закон для многих видов транспорта! На конечной станции садятся всяческие "новые русские", заплатившие деньги за круиз; не шокируйте их своим научным поведением.
Узнав время отправления очередного теплохода из очередного порта (скажем, Петрозаводска), вы входите с потоком туристов, возвращающихся с очередной экскурсии по городу, на борт теплохода и, будучи вскоре обнаруженными кем-либо из персонала, спокойно ожидаете высадки в следующем порту (скажем, в Кижах), что, собственно, и требовалось. Умение плавать описанным способом обнаружил, в частности, питерский человек Alexy.
Так что учитесь плавать -- и вы пройдете Печору и Колыму, посетите Чукотку и Соловки, Валаам и Норильск, -- учитесь плавать, и вы увидите небо в алмазах!
[Оглавление] |