Новосибирск - Петербург: туда и обратно

     Недавно я предпринял первое свое более или менее большое автостопное путешествие по маршруту Новосибирск - Грушинский фестиваль авторской песни (около Самары) - Петербург - Новосибирск. Это - небольшой отчет о том, что, на мой взгляд, явилось примечательным на протяжении этого пути.

     1. Туда  (часть первая)

     Большую часть путешествия проделал не один, а с напарницей, что не лучшим образом сказалось на скорости передвижения, да и вообще было в даном случае не очень мудрой идеей. Так что первый же вывод: ездить на такие большие расстояния следует либо с очень правильными людьми, либо в одиночку. Итак, вышли мы из Новосибирского Академгородка 30 июня 1998 года в 9:10 утра и поехали. Ехали мы довольно медленно, так что только к 16:05 достигли города Барабинска, расположенного посередине между Новосибирском и Омском. Несмотря на то, что вышли мы в яркую солнечную погоду, тут нас настиг великий ливень. Висели мы долго, после чего как-то добрались до Барабинского вокзала и чуть было не уехали в Омск на поезде - идти на Трассу под теми потоками воды, которые мы наблюдали сквозь окна здания не было ни какого желания. Но, совершив ошибку в разговоре с первым начальником поезда (я изначально почему-то принял его за проводника), и не дождавшись следующего, мы все же побрели в сторону трассы и к половине девятого достигли города Куйбышева.

     Как нам было известно, дорога Новосибирск-Омск после Куйбышева превращается в раздолбанную грунтовку плохо проходимую при дожде, есть новая строящаяся трасса "Байкал" идущая южнее, но у нее имеются недостроенные участки, которые обходятся по каким-то не очень известным путям, так что дальнейшие наши планы представлялись весьма смутно. Однако, нам повезло: меньше чем через час мы остановили вахтовый Урал со сменой омских нефтяников, возвращающихся из поселка Северное в Омск. Урал этот пошел по новой трассе и оказалось, что тех самых обходных участков там набирается на сотню километров, причем большая часть из них представляет собой совершенно раскисшую глинистую грунтовку. Таким образом, всю ночь мы занимались тем, что растаскивали завалы из Камазов и прочих увязших чуть ли не по самую крышу машин, причем один раз мы сами чуть не засели: у нас не работал передний мост и этого оказалось почти что достаточно.. На протяжении всего пути нефтяники переодически оживлялись и начинали спрашивать друг у друга и у нас, где тут ларек. Усмотрев очередной придорожный ларек из окна, они стучали в стену водителю, выскакивали, закупали очередное количество продуктов потребления и продолжали путь, разливая и потребляя оные продукты. Так весело мы ехали всю ночь, под утро заблудились где-то на подъездах к Омску и долго петляли среди каких-то деревень и полей, выйдя наконец на финишную прямую. Прямая представляла из себя широченную разровненную под дорогу полосу тщательно перемешанной с водой глины, по которой мы, постоянно двигаясь немножко юзом, прошли километров тридцать и достигли достроенного участка дороги. Резкая граница - начало отличного хайвея, на котором, лицом к нам, стоит длинная вереница машин и водители их задумчиво и тоскливо смотрят вперед - туда, откуда мы только что выбрались. В результате мы, сев в этот Урал в 21:20, вышли в центре Омска только в 8:30 утра.

     К выезду на Тюмень в городе Омске можно доехать на 10 трамвае, выйдя на предпоследней его остановке. Если же доехать до конечной, то там можно обнаружить столовую для трамвайных и прочих транспортных работников, где человек может наесться большим количеством мяса, супа и прочей качественной еды, потратив не больше пяти рублей. Для того, чтобы достичь столовой, следует, выйдя из трамвая, посмотреть вперед (по ходу его движения) и направо. Метрах в 70 стоит девятиэтажка. Двигаясь вдоль ее ближайшей к нам стены мы достигнем дальнего ее угла, где расположено крылечко, по которому можно подняться в квартиру первого этажа - там-то оно и располагается. Кроме того, уточнить путь можно у первого попавшегося трамвайного кондуктора. Кстати, еще одна особенность города Омска: телефонные автоматы там бесплатные.

     Дальше, без особых приключений, хотя и медленно, поехали мы по Тюменской трассе. Впрочем, одно приключение все же было: от Ишима до Ялуторовска нами был застоплена огромная фура DAF с самым настоящим турком за рулем. Он русского он почти не знал, английского - совсем, так что общались мы преимущественно жестами, что, впрочем, не мешало видеть насколько он доброжелательно расположен, ехать с ним было очень приятно. Например, ни с того ни с сего он остановился, обошел фуру и принес нам банку фанты и тетрапак какого-то сока, жестами показав, что это нам. А мы его, в свою очередь, угощали пирожками с мясом, которых нам надавали на заправке в Ишиме (зря Колодин утверждал, что Ишим - место, пользы от которого для автостопа не обнаружено. Обнаружена: там автостопщиков вкусно кормят. :) ) Общаясь с турком (кстати, по-русски его зовут Яшей), мы обнаружили, что жест, выражающий числительное "один" у него - выпрямленный средний палец. Так что, голосуя туркам вдвоем и видя подобный жест, можно не обижаться. Возможно, что водитель может взять только одного пассажира. Кстати, идя от Новосибирска до Ялуторовска, мы достигнем места, где стоит небольшой пост ГАИ, направо - указатель на Ялуторовск, налево идет какая-то дорожка. Это - НЕ ТОТ поворот, где следует выходить, чтобы идти на Исетское. Дельше, километрах в десяти, будет кучка придорожных кафешек, а в 500 метрах за ними - второй въезд в Ялуторовск, а налево - нужный нам поворот. Спасибо турку Яше - он это знал и, комично жестикулируя и говоря: "Нет! Ехать неьлзя! Дальше!" предостерег нас от вылезания среди ночи на первом из этих поворотов.

     В 0:15, пока мы шли от кафе к исетскому повороту, нас обогнала девятка и сама застопилась, спросив, куда мы идем. За девяткой вскоре показалась Газель - перегонщики, шли на Курган. Ломиться среди ночи по Шадринской трассе на Челябинск, как мы планировали, было неинтересно, так что с ними мы достигли города Кургана, под которым поспали часика четыре и продолжили свой путь в сторону Груши, куда приехали в 8:29 утра 3 июля, затратив, таким образом, на эту часть пути около трех суток и проехав на 27 машинах что-то около 2620 километров.

     Второй вывод, который я сделал: в пути нужно спать. До Груши мы шли трое суток, на протяжении которых я спал только четыре часа под Курганом - все как-то не хотелось ставить палатку то среди болот с комарами, то под дождем. В результате, хоть я и не чувствовал особенной усталости, эффективность стопа (и без того невысокая) существенно снижалась. Вероятно, со стороны было видно, что стоит человек, качается, руками как-то странно машет...

     1.1 Туда  (часть вторая)

     Про Грушу я тут не пишу: это мало относится к процессу передвижения себя по Трассе. Очень приятно было пообщаться со многими правильными людьми, множество коих обитало в районе костра автостопщиков, ну и вообще - хорошо там было, хотя, как мне кажется, ставить лагерь было бы разумнее на берегу Волги. Это, конечно, в километре от основных масс народа, но дефицит воды, которую приходится, выстояв огромную очередь, набирать из цистерны, намного хуже.

     6 июля, утром, наше движение в сторону Питера продолжилось. При выходе с Поляны мы вписались в собиравшийся отправиться Икарус, везший журналистов. При входе в автобус мужик, с которым мы договаривались, громогласно объявил, что вот - автостопщики, они сейчас расскажут как можно путешествовать по стране без использования денег и ответят на все вопросы. Таким образом, я дал интервью ГТРК Удмуртия, рассказав о сущности оного явления, после чего, обнаружив, что водитель автобуса едет куда-то совсем не туда, показал ему дорогу на трассу, куда мы вскоре и выехали. Тут наши пути разошлись - они ехали в обратную сторону, а мы вышли на посту ГАИ.

     Дальше шли мы прямо-таки отвратительно. Первую ночь почти что шесть часов висели на посту ГАИ под Пензой. Под дождм, рюкзаки вписали гаишникам под крышу. Никакого ночного стопа, типичный синдром гаишника - водители притормаживают, разглядывают и уезжают. Вероятно, тут и мои катафотки, нашитые кольцами на рукавах желто-зеленой куртки виноваты были. Во всяком случае, на обратном пути я нашил катафотки вдоль рукавов и, то ли это сыграло свою роль, то ли я изменился, но ночной стоп, да еще на выезде с постов ГАИ, был всегда успешен. К утру я, единственный раз в своей практике, прибег к помощи темных сил - попросил гаишника, если ему встретится достаточно длинная машина в сторону Москвы, спросить водителя, не возьмет ли тот нас. Гаишник же специально остановил Камаз, долго-долго говорил с водителем, переодически показывая в нашу сторону и вписал нас километров на 400. Спасибо ему за это, а то мы совсем уж помирать начали.

     Дальше ничего особенного не происходило. Москву прошли на метро, зачем-то заехали в Клин, больше трех часов висели ночью на начале Тверской объездной, в результате чего, одна только М10 заняла у нас около суток. Таким образом, до Питера дошли 8 июля в 19:06. Всего стопного времени маршрут Новосибирск-Питер занял 134 часа, без рестов - 125 часов. Протяженность маршрута - 4240 километров, машин - 49.

     2. Там

     Нет, не могу удержаться, напишу тут немножко про свои впечателния от Питера - от такого, каким я его увидел на этот раз, после восьмилетнего перерыва. Раньше я достаточно регулярно бывал в нем, моя мама, коренная ленинградка, с детства возила меня туда, Ленинград - мой родной город.. В общем, посмотрев на него сейчас, я был огорчен. Конечно - время года. В Питер следует ехать весной, в мае, или осенью. Летом же - толпы приезжих, дополняющих собой безобразно огромные потоки транспорта, за последние десять лет наводнившие собой все те тихие улочки вдоль Невского, где раньше было так замечательно гулять. Город явно обветшал, как-то почернел и потрескался. Кроме того, сейчас он весь перекопан и закрыт лесами - днем, в жару, выглядит это все, прямо скажем, удручающе. И только к вечеру, когда все стихает и успокаивается с наступлением темноты, сквозь эти наслоения становится виден Тот Самый Питер. Настоящий.

     Один замечательный момент был: пошел я посмотреть на развод мостов, опоздал, конечно.. Ночью, в темноте, из-под арки Генштаба выхожу на Дворцовую площадь, там - полная темнота, освещение выключено и только слева вдалеке горит огонь (там что-то копают). И рядом с Александрийским столпом кто-то играет на саксафоне. Картина: темная площадь, подсвеченная огнем, и звук саксафона. Запоминается..

     Так что, ночной Питер - хорошо, дневной же - нет, только не сейчас, не летом. Как-нибудь в следующий раз, надеюсь. Ну или лет через пять - хочется верить, что хотя бы центр приведут в порядок, что станет он таким же как раньше. Хотя - метро уже не станет. Не донесется больше из динамика: "...переход на станцию Невский проспект к поездам Невско-Василеостровской линии". Нет больше названий линий - их зачем-то заменили номерами.. Грустно это.

     Ладно, пора обратно, домой.

     3. Обратно  (часть последняя)

     Из Питера мы вышли 17 июля в 9:10 утра, стартовав на проспекте Народного Ополчения, у дома Мишки Гуменика. На выезде из города, у Стамески, толпилось изрядное количество милиции - ожидали приезда президента на царские похороны. Пошли мы достаточно неплохо, во всяком случае, М10 от мясокомбината до МКАД-а была нами пройдена за 12 часов, что, по сравнению путем туда, вполне приемлемо.

     Ночью, в 22:44, оказались мы на Рязанском выезде из Москвы, дошли пешком до выездного ГАИ.. Тут напарница моя начала настаивать на том, что у нее в Москве обитает какой-то знакомый, завтра (в субботу) утром она хочет звонить ему по рабочему телефону и надеется его найти, ей в Москве у него пожить хочется. В общем, надоело это все мне страшно да и ей на поезд захотелось. В общем, в пол первого начали стопить в сторону Москвы, чтобы доехать до метро и добраться до вокзала. Стопится жигуль, за рулем - священник. Молодой, с ним очень интересно разговаривать (хотел бы я проехать с таким километров 400..). Едем. Смотрю, за разговорами мимо метро проезжаем. Ага, думаю, понятно.. Действительно - доехали до вокзальной площади, там еще минут десять проговорили. Вокзал. Поезда есть, денег у напарницы на билет и дорогу достаточно, на вопрос, не нужно ли ей еще чего-нибудь отвечает: не нужно. УРА!! Наконец-то от этого балласта я избавился! Как здорово ехать одному!!

     Чуден ночной ситистоп с Москве при тихой погоде, когда вольно и плавно несется поток транспорта в направлении МКАД-а. Поднимаю руку - и поехало. Одна машина останавливается, за ней - еще одна, еще.. И, прямо как и в Новосибирске, одна из четырех везет бесплатно. Со свистом вышел на МКАД в первом попавшемся направлении (я города не знаю, но тут это не принципиально), по МКАД-у иду к Рязанскому выезду и спрашиваю у водителя, где здесь можно поставить палатку. Оказалось, что у выезда, расположенного рядом, к северу, от Рязанского есть озеро. Иду туда, ищу на берегу место, вижу - дом стоит, свет горит. В доме - круглосуточно дежурящий спасатель лодочной станции. Там я вписался, помылся в пруду, утром меня чаем напоили с бутербродами. Хорошо, в общем.

     Далее, в 9:23 утра 18 июля оказался я на лепестке МКАД-а Рязанского направления. Тут я совершил ошибку - не стал ждать более или менее длинную машину и отъехал на первой попавшейся до выездного ГАИ. Оказалось, что хоть там и прет широченный поток, остановить что-либо сложно, тем более, что в крайнем ряду большинство машин - непрезентабельные грузовики и прочая ерунда. Торчал я там долго, да еще и пробка впереди - мост там чинится. Решил отойти за мост - оказалось, что идти там долго, так что полтора часа я там потреял. Ну а дальше - поехало. В Коломну, правда, въехал - водитель утверждал, что где-то там пост ГАИ, однако свернул в центре города - странный он какой-то, да еще и подполковник.. Так вот, вполне симпатично, прошел я Шацк и где-то после него взял проходной Камаз до Самары. Ехали в нем отец с 12-летним сыном, весело ехали, жизнерадостно. Мне понравилось. Ночевали мы где-то под Пензой, я - в контейнере, на брикетах со стеновыми панелями. Очень комфортно. Плохо только, что утром, сворачивая пуховой спальник, проколол его какими-то железками там же лежавшими. Зато оказалось, что такую небольшую дыру можно вполне надежно и оперативно заклеить скотчем.

     От Самары на каком-то локале ушел я до Октябрьского и там, уже под вечер, застопил весьма забавную машину. Киргизский дедушка, ветеринар, профессор, едет с какого-то симпозиума в Германии и перегоняет себе купленную машину. Идет до Челябинска. С ним было очень приятно ехать, он приглашал меня в Киргизию, но там - жуткая жара, а у меня кончается отпуск, так что я все же не поехал, хотя и хотелось.. Правда, он рассказывал и неприятные вещи: всю дорогу к нему пристают наши соотечественники. Оно, в общем-то, объяснимо: крутая иномарка, куча вещей, сзвди пиджаки висят, а за рулем - дедушка в тюбетейке. На заправках у него пытались вымогать деньги, где-то до Самары в течение двух сотен километров его преследовала БМВ и пыталась остановить. Причем он, рассказывая это, постоянно храбрится, я, говорит, вообще никого не боюсь, я с детства боксом профессионально занимаюсь. Но все равно - обидно. Так дошли мы с ним до Челябинска. Была у меня мысль - пойти по недавно освоенной Хаммером дорожке: после Уфы на Кропачево - Месягутово - Красноуфимск - Свердловск, я даже указатель на Кропачево видел, но - лень ведь куда-то там вылезать, в утреннем тумане, когда можно еще столько проехать.

     Так что - Челябинск. Безобразный город, жутко он мне не понравился. Еще на пути туда (мы прошли его на троллейбусе) я был огорчен пыльным его видом, угрюмыми лицами местных жителей и странным поведением водителей. В отличие от ранее мною виденного, они, как только зажигался соответствующий сигнал светофора, бросались в открывшийся проход гурьбой, не соблюдая рядности движения, мешая всем, в том числе и себе. Теперь же я въехал в него и решил пройти город сей ситистопом. К моему огорчению оказалось, что не московским снобизмом людей пугать следует, а снобизмом челябинским. Девять из десяти водителей в нем хотят денег, причем некоторые из них ведут себя агрессивно и злобно, общаться с ними не очень приятно. Такого нецивилизованного, враждебного всему тому доброму, что есть в вольном путешественнике, места я раньше не встречал и был рад, что наконец-то, потратив два часа, миновал его.

     А дальше была самая большая стратегическая ошибка на моем пути. И все из-за недостатка информации. Суть в том, я решил идти через Шадринск - Исетское - Ялуторовск. Обнаружилось, что на Шадринской трассе движение очень слабое, примерно одна машина в пять минут, причем две из трех машин не имеют свободных мест, а те что берут, идут до соседней деревни. Обещенного Колодиным дальнобоя там в принципе не было - оказалось, что где-то на трассе закрыт мост (это место я проезжал на Урале в обход, переходя какой-то ручеек вброд) и потока теперь тут практически нет. Весь день я шел по страшной жаре, иногда заходя в деревни для того, чтобы набрать воду. Обычно выглядело это так: вдоль улицы лежит раскаленная солнцем тоненькая труба и из нее течет довольно-таки тухлый кипяточек. Получив небольшой солнечный удар, где-то около Камышевки я наконец-то взял восьмерку, на которой со свистом доехал до Тюмени (идея выходить в Исетском, чтобы, иди на Ялуторовск, сэкономить сотню километров меня не прельщала - оно и хорошо). От Тюмени я отъехал на Камазе до Заводоуковска, где в 1:30 ночи взял проходной УАЗ до Новосибирска. УАЗ, санитарка, сзади - спальное место и я, впереди - отец с сыном, попеременно ведущие машину и спальным местом пользоваться не желающие. Красота! Омск мы прошли по указателям и неявным воспоминаниям водителя двадцатилетней давности. Действительно, указателей там явно недостаточно, можно заблудиться. По дороге неоднократно ломались, регулировались, меняли колесо - раздолбанный УАЗик был. Зато комфортный. Комфорт закончился часа в 4 часа дня 21 июля, когда мы вошли в долину смерти.

     За 602 километра до Новосибирска, если двигаться к нему по М51, нормальный асфальт закончится. Не следует верить Кротову, по утверждению которого эта трасса никогда не была асфальтирована. Нет, асфальт там несомненно был, причем на всем ее протяжении, но это было очень давно. Сейчас там 250 километров дороги хранящей следы асфальта, засыпанного большим количеством щебня. Там нет никакой раздолбанной колеи - неправда, в дождь там ничего не размывается и, в отличие от глинистых объездов новой трассы, все можно пройти, причем намного легче. Мне кажется, что в дождь идти по старой трассе предпочтительнее (кстати, недавно объявили, что новую собираются открыть к октябрю этого года). Это - в дождь. Но мы ехали в засуху. Такого количества пыли я не видел давно, и то - только по телевизору. Ну - ясно, в общем. "Боже мой, в каком они были виде" - это относилось к нам, после прохождения участка сего. Кстати, шли мы там до самой ночи и мною был наблюдаем постоянный поток машин, в том числе и дальнобоя, так что старая М51 для стопа вполне пригодна, причем, скорее всего, круглосуточно, зря нас ей так пугали.. В пути видели явление. Я долго смотрел вперед и пытался разобрать, что же это. Наконец, мы это догнали. По обочине, в облкакх пыли, с скоростью километров 40 в час, катит не то Лорен-Дитрих, не то еще кто - маленький, с открытым верхом, спереди, перед длинным капотом с фарами по бокам, какими-то веревками прикручено запасное колесо. За рулем - самый настоящий Адам Козимирович - в кожанной куртке, с хвостом волос и орлиным носом, покрытый толстым слоем пыли тоскливо смотрит на неспешно ползущую под ним дорогу. Мы ему помахали, показали жестами свое восхищение его нелегким делом - он привычно измученно улыбнулся, махнул нам рукой и продолжил свое многотрудное путешествие...

     Вот так я вернулся в Новосибирск. Прошел ситистопом до Академгородка на пяти машинах - каким все это кажется игрушечным после Трассы! Да и входя домой после долгого отсутствия, квартиру свою воспринимаешь сначала как-то ирриально, непривычно. Ура! Горячая вода есть! И холодная! Вот так оно все успешно закончилось.

     Обратный путь протяженностью 4235 километров был пройден за 5 суток (118 часов), из них в пути (исключая ресты и поездки по Москве на вокзал) меньше 4 суток (89 часов). Всего было застоплено 42 машины, плюс штук 15 при ситистопе по Москве и Новосибирску.

     * FSA
     26-Jul-98 18:07


<<***>>Msg


Хостинг от uCoz